Мой сайт
Среда, 25.06.2025, 08:34
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь
«  Март 2013  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Главная » 2013 » Март » 24 » Учебный стенд «Гидравлический объект»
    03:12
     

    Учебный стенд «Гидравлический объект»

    Учебный стенд «Гидравлический объект» (рисунок 1) предназначен для моделирования гидравлических и термодинамических технологических процессов и может быть использован для построения учебных систем управления такими процессами.

    Использование данного стенда в учебном процессе позволит подготовить высококвалифицированных специалистов для работы в нефтеперерабатывающей и химической промышленности, энергетике, водоподготовке, а также специалистов для разработки и эксплуатации систем жизнеобеспечения зданий и сооружений, систем пожаротушения и других систем промышленной автоматизации.

    Рисунок 1 – Стенд «Гидравлический объект»

    Состав

    Стенд (рисунок 2) состоит из:

    • четырех емкостей: двух резервуарных (№3,4), выполненных как сообщающиеся сосуды, и двух контрольных емкостей (№1,2)
    • полупогружного насоса с частотным приводом, установленного на емкости №4 и перекачивающего жидкость из резервуарных емкостей в контрольные
    • устройство контроля минимального уровня в резервуарных емкостях для обеспечения защиты насоса от работы «всухую»
    • датчика избыточного давления на выкиде насоса
    • трех устройств контроля расхода жидкости с разными методами измерения (ультразвуковой, электромагнитный и переменного перепада давления)
    • двух устройств контроля перелива жидкости из емкостей №1,2 (реле протока)
    • нагревательного элемента (тэн), установленного в емкости №1
    • двух датчиков температуры жидкости в контрольных емкостях №1,2
    • двух устройств измерения уровня жидкости гидростатическим методом (датчик избыточного давления) в контрольных емкостях №1,2
    • трех регулирующих клапанов с электроприводами для управления скоростью слива жидкости из контрольных емкостей №1,2 в резервуарную емкость №4, а также из емкости №1 в емкость №2
    • двух вентилей с ручным приводом.

    Рисунок 2 - Схема стенда «Гидравлический объект»

    Основные возможности

    Стенд «Гидравлический объект» позволяет:

    • осуществлять местный и дистанционный контроль и измерение основных технологических параметров:
      • температуры в емкостях №1,2
      • уровня жидкости в емкостях №1,2 гидростатическим методом (датчик избыточного давления), а в емкостях №3,4 – с помощью дискретного емкостного датчика (защита насоса от работы «всухую»)
      • расхода жидкости тремя методами: ультразвуковым, электромагнитным и измерения переменного перепада давления на сужающем устройстве
      • давления на выкиде насоса
      • протока жидкости через переливные трубы из емкостей №1,2 (реле протока)
    • осуществлять местное и дистанционное управление исполнительными механизмами:
      • полупогружным насосом с частотным приводом с помощью унифицированного аналогового сигнала тока или напряжения
      • тремя регулирующими клапанами с помощью унифицированного аналогового сигнала тока или напряжения
      • нагревательным элементом (тэном) с помощью дискретных сигналов (включить/отключить)
    • строить контуры регулирования технологических параметров различной сложности, в том числе реализовывать каскадное регулирование.

    По желанию Заказчика возможно изготовление и других учебных стендов под конкретные образовательные задачи.

    Программное обеспечение

    HMI DataRate™ – программное обеспечение автоматизированных рабочих мест системы «Тепловой объект» и преподавателя – имеет следующие характеристики:

    • Клиент-серверная архитектура с возможностью подключения к серверу DataRate до 100 клиентов
    • Обмен данными с любыми устройствами связи с объектом, для которых существует OPC DA/HDA-сервер
    • Обмен данными с реляционными базами данных и офисными приложениями (MS Excel)
    • Управление с помощью Web-интерфейса
    • Количество графических динамических элементов в графическом проекте – до 50000
    • Ведение трендов с минимальным периодом заполнения, не превышающим 0,5 сек
    • Период времени обновления информации в окне – не более 250 мсек
    • Количество скриптов – до 5000
    • и другие.

    Web-контроль обеспечивает подключение удаленных клиентов с помощью сети Internet/Intranet с функциями управления. Для работы клиентов необходим лишь доступ к сети Internet/Intranet и Web-браузер. Подключение удаленных клиентов к Web-серверу защищается паролем.

    Учебно-исследовательская лаборатория

    «Промышленная автоматизация»

    Фирмой «КРУГ» совместно с Пензенским государственным университетом разработан учебный программно-технический комплекс (ПТК) для учебно-исследовательских лабораторий (рисунок 3), включающий в себя:

    • два лабораторных технологических стенда («Тепловой объект» и «Гидравлический объект»), имеющие как аналоговые (16), так и дискретные (5) входы и выходы
    • контроллерное оборудование (рисунок 4), к которому подключаются технологические стенды
    • кафедральную вычислительную сеть
    • несколько персональных компьютеров, реализующих функции рабочих станций с программным обеспечением SCADA КРУГ -2000® и HMI DataRate™.

    Наиболее значимые методические цели, реализация которых оправдывает внедрение SCADA-систем в процесс обучения:

    • использование современных компьютерных технологий
    • индивидуализация и дифференциация процесса обучения за счет возможности поэтапного продвижения к цели по линиям различной сложности
    • осуществление контроля за процессом обучения с оценкой результатов
    • осуществление самоконтроля и самообучения
    • обеспечение возможности тренажа
    • наглядность в демонстрации динамики изучаемых процессов
    • усиление мотивации обучения за счет графических и изобразительных средств программы
    • широкие возможности проведения тренингов по возникающим ситуациям на стадии проектирования, наладки и эксплуатации систем управления
    • формирование у студентов стратегий усвоения учебного материала.

    Рисунок 3 – Программно-технический комплекс

    Рисунок 4 – Контроллерное оборудование (пример)

    Цели создания

    Цели создания лаборатории можно разбить на общеобразовательную, практическую и обслуживающую (создающую основу для дальнейшего образования).
    Общеобразовательная цель – познакомить учащихся с новыми фундаментальными понятиями, терминами и функциями, составляющими основу новых информационных технологий, познакомить с назначением и возможностями различных устройств, входящих в состав компьютерных систем.
    Практическая цель – отработка практических навыков работы с техническим и программным обеспечением, отработка технологических приемов использования компьютерных систем при проектировании и эксплуатации современных автоматизированных систем управления технологическим процессом (АСУ ТП).
    Обслуживающая цель – заложить основу для совершенствования учебно-методической и дидактической базы при изучении специальных дисциплин.

    Архитектура

    Архитектура типовой лаборатории представлена на рисунке 5.

    Лаборатория построена по иерархическому принципу и представляет собой трёхуровневую структуру, состоящую из двух подсистем – подсистемы «Гидравлический объект» и подсистемы «Тепловой объект» – с единым сервером технологических данных. Обмен данными между подсистемами учебно-исследовательской лаборатории осуществляется по сети Ethernet 10/100.
    Нижний уровень подсистемы «Гидравлический объект» представлен технологическим объектом, моделирующим гидравлические, термодинамические и процессы транспорта жидкости.
    Нижний уровень подсистемы «Тепловой объект» представлен технологическим объектом, моделирующим теплообменные процессы.
    Средний уровень представлен промышленным контроллерным оборудованием, монтируемым на отдельную стойку.
    Контроллерное оборудование осуществляет:

    • сбор и первичную обработку данных для передачи на верхний уровень
    • выдачу управляющих воздействий
    • противоаварийную защиту и блокировку
    • автоматическое регулирование ряда контролируемых параметров.

    Верхний уровень лаборатории включает автоматизированные рабочие места (АРМ) студентов и преподавателя, программное обеспечение которых построено на основе SCADA/HMI.

    Рисунок 5 – Архитектура учебно-исследовательской лаборатории

    АРМ преподавателя, выполненное в виде сервера технологических данных, предназначено для следующих функций:

    • непосредственный обмен данными со средним (контроллерным) уровнем
    • накопление, обработку и анализ информации о ходе технологического процесса
    • формирование отчетной документации
    • программирование и конфигурирование контроллерного оборудования
    • настройку контуров регулирования, изменение режимов работы регуляторов («автоматический» – регулирование по ПИД-закону; «ручной дистанционный» – управление исполнительным механизмом вручную)
    • протоколирование всех действий студентов
    • и другие.

    АРМы студентов, являющиеся клиентами сервера технологических данных, обеспечивают:

    • обмен данными с сервером технологических данных (АРМ преподавателя)
    • обработку и анализ информации о ходе технологического процесса
    • просмотр отчетной документации
    • программирование и конфигурирование контроллерного оборудования
    • настройку контуров регулирования, изменение режимов работы регуляторов («автоматический» – регулирование по ПИД-закону. «ручной дистанционный» – управление исполнительным механизмом вручную)
    • и другие.

    На всех АРМ имеется возможность внесения изменений в предлагаемый человеко-машинный интерфейс (рисунок 6) или разработки нового.

    Рисунок 6 – Интерфейс пользователя стенда «Гидравлический объект»

    Кроме того, на АРМ преподавателя при необходимости может быть установлено дополнительное программное обеспечение Web-контроль, обеспечивающее удаленный доступ к человеко-машинному интерфейсу системы по сети Internet/Intranet. Для этих целей на удаленном компьютере, подключенном к сети Internet/Intranet, достаточно иметь любой Web-браузер (например, Internet Explorer). Подключение к Web-серверу защищается паролем.

    Выводы

    Одним из важных достоинств представляемого лабораторного комплекса является тот факт, что комплекс может быть легко расширен и дополнен новым контроллерным оборудованием и программным обеспечением практически любых фирм-производителей, а также другими стендами, моделирующими физические объекты.
    Программное обеспечение SCADA КРУГ-2000® и HMI DataRate™ совместимо с новейшим программным и техническим обеспечением и имеет возможность дальнейшего наращивания представленной архитектуры аудиовизуальными и телекоммуникационными средствами.

    По желанию Заказчика возможно изготовление и установка учебного оборудования. В комплект поставки входит необходимый методический материал.

    Просмотров: 4951 | Добавил: toomen | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0